Современный художник должен быть специалистом в больше чем одной области, и количество этих областей с развитием технологий постоянно увеличивается. Лаборатория новых медиа (ЛНМ) адресована широкому кругу состоявшихся и будущих специалистов от молодых художников, до профессионалов, расширяющих сферу своих возможностей. Уникальная программа ЛНМ включает в себя визуальные, перформативные, аудио- практики, проекты в области гибридного искусства, теоретические и исторические аспекты новых медиа технологий. Кроме того, важной частью процесса является участие в проектах Новой сцены Александринского театра, в проектах партнерских организаций и фестивалях.

В программу 2020 года входят занятия по работе с ключевыми направлениями в области новых медиа:​

  • лекции по теории и философии медиа - Наталья Фёдорова, Ксения Федорова

  • история и практика медиа, практика создания работы - Маша Данцис

  • танцевальные практики для художника - студия перформативных искусств СДВИГ

  • работа со звуком - Андрей Бундин, Антон Яхонтов, Борис Шершенков

  • создание интерактивных инсталляций и работе с базовыми программами - Mike Iv, Александр Вещев, Ильдар Якубов

  • работа с нейротехнологиями - Юрий Дидевич

  • работа с нейросетями -  Егор Крафт и Артем Коневских.

ЛАБОРАТОРИЯ НОВЫХ МЕДИА 2020

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:

Даты проведения Лаборатории — март-июль 2020 г.

Занятия поделены на 2 блока по два месяца, в конце каждого блока — перерыв на создание работ.

Занятия проходят 3 дня в неделю: 

  • среда - теоретическая лекция в 19:30,

  • суббота и воскресенье - практические занятия с 13:00 до 19:30.

Участие в лаборатории платное. Полная стоимость курса — 80 000 руб. 

Оплата разделена на 4 оплаты — по 20 000 руб/мес.

Срок подачи заявок —

с 26 января по 29 февраля 2020г.

Начало лаборатории — 4 марта 2020г.

ПОЛНАЯ ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРИИ-2020:

“Медиаискусство и художественные станки будущего”

Курс начнется с изучения исторических аспектов в ХХ веке, повлиявших на появление медиаискусства, с фокусом на эксперименты Нью-Йоркской ассоциации E.A.T. (Experiments in art and technology).

Сегодня развитие портативных технологий и их приватного использования достигли максимального охвата.  Именно сегодня, когда электроника и технологии, как в свое время камера Sony Portapack, „одомашниваются“, становятся максимально портативными,  настало время для новой рефлексии технологий. Идея класса - возродить 9 вечеров «Эксперименты в искусстве и технике». В первую очередь мы хотим найти поле рефлексии, подойти к техническому объекту как с субъекту, выявить нашу связь и уставить маркеры отношений нас и техники. Через текст G. Simondon "О способе существования технических объектов", заметок B. Stiegler и L. Bryant "О будущем техники" - осмыслить, что же происходит сейчас и возможно будет происходить во взаимосвязях человека, технологий и общества. 

Программа возродит практику ассоциации E.A.T. "Эксперименты в искусстве и технике" и во время курса студенты, художники, философы и инженеры проведут круглые столы, коллоквиумы. Через личные консультации разработают свои художественные проекты, которые представят по окончанию обучения.

Маша Данцис

 - преподаватель программы кино и видео факультета свободных наук и искусств СПбГУ.  Получила образование в Академии Искусств в Касселе на факультете визуальных искусств. В аспирантуре Берлинского университета искусств изучала вопросы презентации видеоинсталляций. В своём творчестве Маша Данцис исследует воздействие сетевой культуры на обычную жизнь человека, его чувства, на его взаимоотношения с обществом. Номинант "Биеннале арт-кино" (Кельн, 2007), фестиваля документального кино в Касселе (2005, 2009 гг.), лауреат конкурса междисциплинарных художников Германии Columbus Art Foundation (2010, Лейпциг) , международного фестиваля медиаискусства «Киберфест-12» в Санкт Петербурге. Работы находятся в коллекциях Columbus Art Foundation в Равенсбурге и Еврейского музея в Берлине.

"Аффективные технологии" -  серия лекций-показов художественных работ и обсуждений. 

Курс обращается к истории техники как к части истории эстетической мысли. Машины выстраивают нашу чувственность (архимедова машина, автоматон, алгоритм, диспозитив, машины желания, машины для жизни и др) и меняют отношения с пространством (поезд, самолет, машина). Коммуникативные машины дают возможность видения (телевидение) и слышанья на расстоянии (радио, телефон), одновременно регистрируя наши данные (capta). К двадцатым годам этого века угроза телепаноптикума (телехаптического паноптикума) становится пугающе реальной.  Курс применияет эстетические теории Бурнхэма, Адорно, Вирно, Хармана, Кассу-Ногез и др для того чтобы понять, как техника меняет искусство и общество.

Наталья Федорова

- медиапоэт, исследователь языкового медиаискусства и куратор 101.Фестиваля медиапоэзии
Преподаватель Факультета свободных наук и искусств СПбГУ. Аудио- и видео- стихотворения опубликованы в ключевых профильных изданиях и демонстрировались на международных биеннале и фестивалях (ISEA 2016, ELO 2015, 6 Московская биеннале современного искусства, Manifesta 10, REVERSE, ММКФ, E-Poetry, LUMEN EX, Interrupt II, VideoBardo, Liberated Words, Tarp и др.).

Танцевальные практики для художников - студия перформативных искусств СДВИГ

Как наше воображение и восприятие определяется нашим телесным опытом? Только ли новые технологии являются инструментом расширения этого опыта? Какие художественные и поэтические ресурсы мы можем обнаружить, научившись наблюдать наше собственное тело в движении? Всем этим вопросам, посвятит свой лекционно-практический курс команда студии перформативных искусств СДВИГ. Через опыт таких исторических фигур как Ивонн Райнер, Люсинда Чайлдс, Дебора Хей, Триша Браун, Симон Форти, Стив Пакстон мы в теории и практике рассмотрим базовые принципы взаимодействия с гравитацией, восприятия в движении и хореографии как письма во времени и пространстве. Курс включает четыре лекции и два полных дня практических занятий. 

Аня Кравченко

- художница, танцовщица, хореограф, создает перформансы, видео, партитуры, публикации, лаборатории как формы практики недвойственного взаимодействия между телами разной природы, самостоятельно и в сотрудничестве с такими художниками как Анастасией Толчневой, Сашей Конниковой, Валентиной Луценко, Мариной Шамовой и другими. Со-основатель ресурса о современном танце roomfor.ru. Выпускница магистерской программы по современной хореографии e.x.e.r.c.e (Монпелье, 2015 - 2017). С 2018 года живет в Петербурге, где совместно с Антоном Вдовиченко, Камилем Мустафаевым и Машей Шешуковой поддерживает работу студии перформативных искусств СДВИГ.

http://anyakravchenko.com

Антон Вдовиченко

- хореограф, перформер, педагог. В 2011 году окончил театральный институт (курс Льва Эренбурга) по специальности «Актер драматического театра и кино». В 2012 – 2013 году работал в Okno Dance project. В 2016 года выпустил собственные работы в сотрудничестве с фестивалем «Нищебродский» на площадке «Скороход»(спектакли «Порода» и «Самый волшебный цветок»). С 2014 года и до сих пор является руководителем проекта «ТехноЛаборатория», перформансы которого были показаны на таких петербургских площадках, как Скороход, КвартаРиата, Манеж, Главный штаб Эрмитажа, студия перформативных искусств Сдвиг и других. 

Маша Шешукова

-  танц-художница, хореограф, перформер. Окончила магистрскую программу «Художественные практики современного танца» в АРБ им. А.Я. Вагановой. Участница фестивалей «Нищебродский», «ТЕРРИТОРИЯ», «Антон тут рядом», «ПроТоАрт», «Ночь музеев», «Электромеханика». Выступала хореографом и перформером в Мастерской Новой сцены Александринского театра, в Медиа-лаборатории Новой сцены Александринского театра, в проекте «Новые люди» БДТ им. Г.А. Товстоногова. Резидент Школы эстетического экстремизма ЦТИ Трансформатор(Москва). Преподаватель в Гуманитарном университете Профсоюзов. 

Искусство звука в пространстве новых медиа

Практический курс, направленный на освоение современных техник и методов работы со звуком в контексте мультимедийных технологий. Значительное внимание уделяется звуковому программированию, интерактивности, алгоритмическим техникам композиции и звукового дизайна, взаимодействию звука со светом и генеративной графикой. Занятия строятся по форме “от теории к практике”. Каждая тема сопровождается исторической справкой по зарождению и развитию той или иной техники или технологии; даются примеры ее художественного применения в композиторском творчестве. Ключевые темы курса: методы звукового синтеза, техники и технологии звукового монтажа, графические среды программирования, интерактивные мультимедиа технологии. Практические занятия ведутся с использованием следующего ПО: Max/Msp, Pure Data, Cockos Reaper, Ableton Live.   

Вторая часть курса посвящена продвинутым техникам звукового программирования, мобильным технологиям работы со звуком, технологиям и методам создания звуковых инсталляций, техникам работы с многоканальным звуком, коллективному перформансу (ансамбль смартфонов, оркестр лэптопов). В рамках данного блока продолжается освоение ПО для звукового программирования, записи и монтажа звука. Занятия нацелены на создание законченных художественных работ: многоканальных произведений, звуковых инсталляций и перформансов.

Андрей Бундин

— кандидат искусствоведения, композитор, медиа-художник. Автор камерных, симфонических, вокальных и электроакустических произведений, интерактивных инсталляций и перформансов. Ведет активную творческую и научно- исследовательскую деятельность в сфере пространственного звука и электроакустической музыки, разрабатывает музыкальное ПО. Доцент Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена, преподаватель Лаборатории новых медиа на Новой сцене Александринского театра. Обладатель Best Music Award на Кинофестивале Эйндховена 2017, номинант премии им. С. Курехина 2018, участник и член отборочного комитета Web Audio Conference.

https://soundcloud.com/bundin

https://smartphony.io/

"Музыка как наиболее немузыкальное искусство" 

Звук — это среда, в которой мы живём; музыка – это игра с нашей необходимостью моментально присваивать объяснения услышанному, происходящая в тех зонах и сетях мозга, которые образовались задолго до появления музыки как жанра. Особенность курса – в его контр-интуитивном фокусе: мы будем рассматривать музыку как искусство, наиболее не-музыкальное по своему составу и генезису. Речь пойдет о коэволюции “чистокровной” музыки и технологий, о роли “аутсайдеров” и о таких практиках XX века – века звукозаписи и синтеза – как саунд-арт, композиция как слушание / слушание как феномен, кино для ушей, “конкретная музыка” vs. “абстрактная музыка”, звуковые и музыкальные объекты, изобретение звуков. Семинары по искусству пространственной музыки – квадро, октофония и Акусмониум.

Patrick K.-H. (aka Антон Яхонтов)

- саунд-артист, композитор и видео-художник. Работает в жанрах живой и студийной акусматики, звуковой- и видео- инсталляции, графического коллажа.

Руководитель медиа-разработок на Новой Сцене Александринского Театра. Один из основателей “Лаборатории Новых Медиа”, является организатором и куратором фестивалей и образовательных программ, инициатор и со-куратор "Галереи Плавающего Звука", посвященного экспонированную работ в формате пространственного звука. Помимо собственных постановок, является автором музыки / видео для (пост)драматического театра, оперы, современного танца в России, Австрии, Германии, США и др. Его работы были представлены в рамках более чем 200 международных фестивалей и отмечены целым рядом наград.

 

“Галерея Плавающего Звука” (Floating Sound Gallery)

С 2014 были представлены работы более 70 композиторов со всего мира - и организованы фестивали: “Темные Звуки в Белые Ночи” (2016, Россия-Австрия), “ACOUSMONIUM” (Россия-Австрия-Франция), посвященный классике современной экспериментальной музыки - оркестру громкоговорителей, разработанному в Париже учениками Пьера Шеффера.

Семинары по проекционным технологиям

Краткая история кинопроекционной и видеотехники. Способы передачи видеосигнала: аналог. Виды аналогового сигнала, типы коммутации. Способы передачи видеосигнала: цифра. Виды цифрового сигнала, типы коммутации. Виды разрешения изображения. Современный видеопроектор: типы, подключение, настройка изображения. Медиасервер: основные функции и возможности. Обзор медиасерверов и программ для работы с видеопроекцией: Catalyst, WatchOut, Resolume Arena и др. Протоколы управления и синхронизации. Синхронизация видео со звуком, видео со светом.

Глеб Матюшин

- основатель и директор компании SmartLight (www.smartlight.pro).

С открытия Новой Сцены Александринского театра занимается технической реализацией сложных мультимедийных спектаклей, таких как «Теллурия», «Экспонат/Пробуждение/», «Сегодня. 2016-…» и других. Занимался техническим обеспечением и визуальными решениями для мероприятий различного уровня: фестиваль «Ночь Света» в Гатчине (2017 г, 2018 г), финальная жеребьевка и сам Чемпионат Мира по Футболу 2018 г., музыкальные фестивали (Bridge TV NeedForFest 2018 (Турция), Этномеханика, Электромеханика, OSSSO-Fusion (Вьетнам), ГрузияPLAY, ….), мероприятия для брендов (МТС, журнал Собака.ру, завод Климов, HardRock Cafe, …). Проводил пуско-наладочные работы мультимедийных комплексов Ленинград-центра, БДТ им. Товстоногова, ДИ «Нефтяник» (г.Сургут) и т.д. 

«Экспериментальные аудиовизуальные инструменты и интерфейсы».

Роль инструментов и интерфейсов в электронной музыке и аудиовизуальном искусстве.

В первой части курса рассматриваются различные практики создания электронных интерфейсов в исторической перспективе - от первых электромузыкальных инструментов, электроакустических систем крупнейших европейских радиостудий и специализированной аппаратуры мультидисциплинарных перформансов и инсталляций американских эксперименталистов, и до зарождения DIY-культуры и появления таких концепций, как circuit-bending и cracked everyday electronics. Вторая часть курса посвящена современным подходам в создании гибридных цифроаналоговых интерфейсов и перспективам дальнейшего развития инструментостроения.

Борис Шершенков

- Звуковой художник, кандидат технических наук, конструктор музыкальных инструментов. Сосредоточен на проектах, разрабатывающих новые методологии в технологическом и звуковом искусстве и объединяющих современные технологии и медиа-археологические исследования. Занимается деятельностью в сфере экспериментальной музыки и саунд-арта, автор ряда звуковых инсталляций и перформансов; куратор концертных программ, выставок и образовательных проектов. Как музыкант активно работает в направлениях лайв-электроники и электроакустической импровизации сольно и в коллаборациях с российскими и зарубежными музыкантами.

shershenkov.com

Создание проекционных инсталляций. Практические мастер-классы по работе с программой Resolume

Включают в себя: освоение Resolume Arena; ознакомление с тонкостями создания виджей-сетов; даёт понимание, как создаётся мэппинг.

 

Mike Iv / Михаил Иванов

медиахудожник из Петербурга. Занимается созданием видеоарта, интерактивных и аудиовизуальных инсталляций, работает со сферической проекцией. Участник коллективных выставок и фестивалей в области медиа искусства в России и за рубежом.

Постоянный участник клубных, концертных мероприятий и фестивалей, на которых выступает с музыкантами как VJ. Со основатель мастерской сферических проекций Qpole. В качестве видеохудожника часто работает в составе постановочных групп театральных спектаклей.

Александр Вещев

— видеохудожник, виджей, выступающий с 2009г, один из основателей творческого объединения NEO VJ’S. Александр работает над созданием интерактивных и аудиовизуальных инсталляций, 3D Mapping шоу. 

 

Практические мастер-классы по работе в среде визуального программирования TouchDesigner, создание аудиовизуальных инсталляций.

Ильдар Якубов

- Художник, куратор, видеоинженер и преподаватель в области новых медиа.
Основные инструменты - это визуальное программирование, радиоэлектроника, виртуальная реальность и комплексные интерактивные системы. Работы и перформансы демонстрировались на крупных международных выставках и фестивалях, таких как Московская Биеннале Современного Искусства, Уральская Индустриальная биеннале, InSonic в ZKM, Karlsruhe. Художник совершал интервенции на Ars Electronica и Manifesta. Вел занятия по интерактивным медиа в ИТМО, ДВФУ, СПбГУКиТ, University of New Mexico, University of Nevada. Ведет собственный курс Интерактивная Школа на базе Планетария №1.  В период карантина Ильдар вместе с независимой инициативной группой проводит глобальную конференцию Saving The World и фестиваль Forecast2022.

Нейротехнологии в искусстве - курс Юрия Дидевича

Последние несколько лет мы являемся свидетелями необычайно быстрого развития нейротехнологий. В основном, как технологических систем улучшающих функции центральной нервной системы человека. Эти устройства – нейрокомпьютерные интерфейсы, позволяют напрямую связывать мозг с компьютером. Наиболее распространенным методом, применяемым в таких устройствах, является электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяющая регистрировать электрическую активность головного мозга.  Эти технологии в основном используются в здравоохранении, но последние исследования в этой области показывают, что они способны кардинально изменить будущее искусства и в частности будущее театра и кино.

Цель учебного процесса – овладение методами практической реализации интерактивного аудиовизуального произведения. Студентам будет предложено создание короткого нейросинематического произведения.

Юрий Дидевич

- медиахудожник, перформер, исследователь. Основное направление и сфера деятельности human-computer interaction HCI – создание интерактивных перформансов. В своих экспериментальных театральных постановках и перформансах использует интерактивные компьютерные системы реального времени и технологии Brain-Computer-Interface для управления видео проекциями, светом и многоканальным звуком.

Ксения Федорова "Интерфейсы аффективных связей"

Теоретический блок лекций Ксении Фёдоровой посвящен проблеме межличностного взаимодействия в медиаискусстве и культуре, а также влиянию различных цифровых технологий на самосознание и его отношения с миром. Будут затронуты такие темы как: Интерфейсы аффективных связей, Медиаэкология чувственности, Сенсорное замещение и медиасенсориум и другие. 

Ксения Федорова

- PhD (Калифорнийский университет в Дэвисе), кандидат философских наук, специалист по медиаискусству, автор монографии "Tactics of Interfacing: Encoding Affect in Art and Technology" (MIT Press, 2020), со-редактор книги "Медиа: между магией и технологий" (2014), автор статей в российских и международных изданиях. Инициатор и куратор программы "Искусство. Наука. Технологии" Уральского филиала ГЦСИ (2009-2012). Преподавала теорию и историю медиа и медиаискусства в России, США и Австрии. В настоящее время исследователь в Гумбольдтском университете в Берлине (Германия) и Лейденском университете в Лейдене (Нидерланды).

Авторский воркшоп Егора Крафта и Артема Коневских {YES, WE GAN}

Воркшоп {YES, WE GAN} состоит из двух частей. Первая — о методологии разработки концепции проекта, критическом подходе и исследовании. Вторая – погружение в практику работы с нейросетями класса GAN, и в частности StyleGAN2.

"Я поделюсь опытом прохождения пути от интуитивного интереса к какой-то теме, к проекции его на осмысленное создание идеи проекта, и последующим методам выбора инструмента и формы для проекта. Я искренне верю, что у каждой идеи ещё неосуществленного проекта есть бесконечный потенциал для ее трансформации в произведение, не только готовое выдержать критику, но и выявить новые смыслы и связи."

Егор Крафт

- междисциплинарный художник, работает на территориях медиа, науки, критического исследования, философии и искусства. Он окончил шведскую школу Gerlesborskolan, Московскую школу мультимедиа им. Родченко, факультет медиаискусств Венской Академий Изобразительных Искусств, обучался по гранту в Центральном Колледже Искусства и Дизайна им. Святого Мартина в Лондоне и постдипломной программу “Новая Норма” в институте Стрелка в Москве. Егор принимал участие в выставках и фестивалях, среди которых: Ars Electronica 2018, 2-ая и 5-ая Московские биеннале молодого искусства, Киевская Арсенале, Манифеста 10, WRO Биеннале Медиаискусства (Польша), Open Codes в музее ZKM (Германия), Cyfest (США/ Россия), фестиваль IMPAKT (Нидерланды), Parallel, Vienna Contemporary (Австрия), а также выставках в музеях Эрмитаж, МАММ, ММСИ, Гараж, Центр С. Курехина, ПЕРММ, Третьяковская Галерея, ЦВЗ “Манеж” и других.

Артем Коневских

- разработчик и исследователь, работал в Институте Ядерных Исследований и ЦЕРН, окончил программу Новая Норма института Стрелка, сейчас занимается проектами, связанными с городскими данными в Стрелка КБ. Параллельно с этим Артем исследует вопросы взаимосвязи современных технологий с искусством и сотрудничает с художниками.

ФИНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Даты: сентябрь-декабрь 

Участники Лаборатории работают как над самостоятельными проектами, так и имеют возможность сотрудничества с режиссерами, драматургами, хореографами с целью создания совместных проектов на базе Новой сцены. Результатом проекта могут быть художественные произведения (спектакль, перформанс, инсталляция) и технические разработки (устройства, объекты, программные средства), созданные в процессе работы над художественным произведением. 

  • White Instagram Icon
  • YouTube - Белый круг
  • Vkontakte - White Circle
  • Facebook - White Circle