ПРОГРАММА
ЛАБОРАТОРИИ НОВЫХ МЕДИА 2019
ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - серия лекций-показов художественных работ, обсуждений и совместных чтений ключевых текстов современного медиа искусства.
Цикл лекций прояснит такие ключевые категории как: цифровое возвышенное, герцево пространство, зеркальный аффект, автопоэзис и др. В рамках лекций будут показаны работы Джона Кейджа, Роберта Раушенберга, Марселя Бротарса, Булата Галеева, Хайнера Геббельса, Лори Андерсон, Дэвида Рокеби, Олафура Элиассона, Анны Вероники Янсенс. Рафаэля Лозано-Хэммера, Кристиана Меллера, Александры Дементьевой и многих других. Вот неполный список теоретических текстов, который войдет, в программу: Вилем Флюссер, Фридрих Киттлер, Маршал Маклюэн, Стив Диксон, Ширли Теркл, Донна Харавэй, Квентин Мейасу и др).
Наталья Федорова
- медиапоэт, исследователь языкового медиаискусства и куратор 101.Фестиваля медиапоэзии
Преподаватель Факультета свободных наук и искусств СПбГУ. Аудио- и видеостихотворения опубликованы в ключевых профильных изданиях и демонстрировались на международных биеннале и фестивалях (ISEA 2016, ELO 2015, 6 Московская биеннале современного искусства, Manifesta 10, REVERSE, ММКФ, E-Poetry, LUMEN EX, Interrupt II, VideoBardo, Liberated Words, Tarp и др.).
Семинары по проекционным технологиям
Краткая история кинопроекционной и видеотехники.
Способы передачи видеосигнала: аналог. Виды аналогового сигнала, типы коммутации. Способы передачи видеосигнала: цифра. Виды цифрового сигнала, типы коммутации. Виды разрешения изображения.
Современный видеопроектор. Типы проекторов: LCD, DLP, лазерный. Подключение видеопроектора. Настройка изображения. Медиасервер: основные функции и возможности. Обзор медиасерверов и программ для работы с видеопроекцией: Catalyst, WatchOut, Coolux Pandoras Box, D3, Resolume Arena, Vioso и др. Протоколы управления и синхронизации. Синхронизация видео со звуком, видео со светом.
Реализация проекта видеопроекционной инсталляции: от ТЗ до готового проекта на примере спектаклей Александринского театра "Теллурия", "Сегодня. 2016"
Глеб Матюшин
- основатель и директор компании SmartLight (www.smartlight.pro).
С открытия Новой Сцены Александринского театра занимается технической реализацией сложных мультимедийных спектаклей, таких как «Теллурия», «Экспонат/Пробуждение/», «Сегодня. 2016-…» и других. Занимался техническим обеспечением и визуальными решениями для мероприятий различного уровня: фестиваль «Ночь Света» в Гатчине (2017 г, 2018 г), финальная жеребьевка и сам Чемпионат Мира по Футболу 2018 г., музыкальные фестивали (Bridge TV NeedForFest 2018 (Турция), Этномеханика, Электромеханика, OSSSO-Fusion (Вьетнам), ГрузияPLAY, ….), мероприятия для брендов (МТС, журнал Собака.ру, завод Климов, HardRock Cafe, …). Проводил пуско-наладочные работы мультимедийных комплексов Ленинград-центра, БДТ им. Товстоногова, ДИ «Нефтяник» (г.Сургут) и т.д.
Практические мастер-классы по работе с базовыми программами: Resolume, Cinema 4D, TouchDesigner
Включают в себя: освоение Resolume Arena; ознакомление с тонкостями создания виджей-сетов; даёт понимание, как создаётся мэппинг, осуществляется панорамная проекция, как ведётся работа в Resolume с контроллерами, тачустройствами, датчиками и многое другое.
Уделяется особое внимание связке Resolume с Cinema 4D и TouchDesigner - ознакомление с этими тремя программами позволяет сделать первый шаг для использования полученных навыков в аудиовизуальных выступлениях, работе по синхронизации изображения и звука, создании инсталляций и сделать выбор по дальнейшему изучению подходящей именно для вас программы.
Александр Вещев
— видеохудожник, виджей, один из основателей творческого объединения NEO VJ’S www.neovjs.com и по совместительству преподаватель в лаборатории мультимедиа искусства «МЕДИАКУЛЬТУРА». Александр работает над созданием интерактивных и аудиовизуальных инсталляций, 3D Mapping шоу. NEO VJ’S работали на одной площадке с такими исполнителями как: David Guetta, Peaches, Eskmo, John Degweed и многими другими. За время существования коллектива было реализовано более 200 различных проектов.
Курс: От видеоарта до медиаинсталляций. История, теория, практика.
Курс начнется с изучения исторических аспектов в ХХ веке, повлиявших на появление медиаискусства. Начиная с периода развития возможностей видеотехники, появления аналоговой магнитной пленки и воспроизводящих аппаратов, когда исчезло время, требуемое для проявки и монтажа, и видеоматериал мог быть продемонстрирован тут же после съемки. В свою очередь, в художественном мире также происходили ощутимые перемены, что и дало толчок для развития нового вида искусства – медиаискусства. Со временем художники используя движущейся образ стали рефлексировать и осознавать в своем творчестве различные общественные и медийные феномены, изучать пространство телевидения и интернета. Видео художник стал не столько манифестатором идеи или художественного высказывания, но используя камеру как инструмент исследования является сегодня антропологом, социологом, анализатором происходящего в медиа среде. Таким таких новым художественным практикам, о видеоискусстве как исследовательском процессе, будет посвящена отдельная лекция.
В обновленный курс, кроме лекций о возникновении и развитии медиаискусства, войдут лекции о «жанрах» видеоарта, о контрнарративном методе повествования, о новых инструментах видеоарта, так же как и в прошлом году одним из важных аспектов станет изучение формы восприятия видеоарта в пространстве как зрителя и как автора, а также изучение того, как „читать/понимать“ видеоинсталляции и в чем ключевое отличие медиаскульптуры. Исследуя все этапы реализации технологичного произведения искусства, курс будет завершен созданием самостоятельных видеоработ и инсталляций.
Маша Данцис
- доцент Берлинской школы живописи и дизайна, художник (видеоарт). Маша родилась в Ленинграде, училась на факультете кинорежиссуры в С-Петербургской Академии Культуры. Получила образование в Академии Искусств в Касселе на факультете визуальных искусств. В аспирантуре Берлинского университета искусств изучала вопросы презентации видеоинсталляций. В своём творчестве Маша Данцис исследует воздействие массмедийной культуры на обычную жизнь человека, его чувства, на его взаимоотношения с обществом. В Берлинской школе живописи и дизайна Маша преподаёт практику и теорию современного визуального искусства. Она номинант "Биеннале арт-кино" (Кельн, 2007), фестиваля документального кино в Касселе (2005, 2009 гг.), лауреат конкурса междисциплинарных художников Германии Columbus Art Foundation (2010, Лейпциг). Участвовала в выставках в Германии, Испании, Англии и России.
Практический цикл: Искусство звука в пространстве новых медиа
Основы акустики и психоакустики. Методы синтеза и обработки звука. Современные техники звукового дизайн. Max/Msp и Pure Data (от основ до продвинутого уровня). Создание музыки с помощью Ableton Live и Cockos Reaper . «Живая электроника» и техники исполнения компьютерной музыки. Интерактивная аудиовизуальная партитура спектакля. Управление аудиовизуальной средой в Show Cue Systems. Генеративный звук. Звук и интерактивные технологии. Организация сетевого взаимодействия. Экскурс в историю электроакустической музыки.
Андрей Бундин
- кандидат искусствоведения, композитор, медиа-художник. Автор камерных, симфонических, вокальных и электроакустических произведений.
В сотрудничестве с независимой театральной группой «PoemaTheatre» с 2010 года в качестве композитора и саунд дизайнера, выпустил 7 танцевальных спектаклей и более 20 театральных акций на различных театральных сценах Москвы и Санкт-Петербурга.
Ведет активную творческую и научно-исследовательскую деятельность в сфере пространственного звука, электроакустической музыки и акустики, разрабатывает музыкальное ПО и системы интерактивного взаимодействия. Автор и исполнитель первого в своем роде интерактивного «Концерта для смартфонов» (впервые в истории 100 смартфонов зрителей были объединены в единый полифонический синтезатор с помощью высокомощной беспроводной сети), Колонный зал РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.
В 2013 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теория и практика современной электроакустической композиции». Прослушал курсы по интернет-программированию в СПГЭТУ «ЛЭТИ» и звукорежиссуре в СПбГУКиТ, сертифицированный курс «Songwriting» в музыкальном колледже «Berkley».
С 2010 — преподаватель Института Музыки, театра и хореографии. Лауреат композиторского конкурса «Современной Тональной Академической Музыки» в 2011 году за цикл «Шесть пьес для фортепиано». Камерные сочинения А. Бундина исполнялись в зале Союза Композиторов Санкт-Петербурга, концертном зале Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.
Patrick K.-H. (aka Антон Яхонтов)
- саунд-артист, композитор и видео-художник. Работает в жанрах живой и студийной акусматики, звуковой- и видео- инсталляции, графического коллажа.
Помимо собственных постановок, является автором музыки / видео для (пост)драматического театра, оперы, современного танца в России, Австрии, Германии, США и др. Его работы были представлены в рамках более чем 200 международных фестивалей и отмечены целым рядом наград.
Руководитель медиа-разработок на Новой Сцене Александринского Театра. Один из основателей “Лаборатории Новых Медиа”, является организатором и куратором фестивалей и образовательных программ, инициатор и со-куратор "Галереи Плавающего Звука", посвященного экспонированную работ в формате пространственного звука.
“Галерея Плавающего Звука” (Floating Sound Gallery)
- знакомит заинтересованную аудиторию с музыкальными произведениями в жанре многоканальных звуковых инсталляций и концертов. Стартовав в 2008 в Москве, в 2014 “Галерея” открылась на Новой Сцене Александринского театра, что существенно расширило пространство музыкальных экспериментов в постановках Театра.
“Галерея” является экспериментальной площадкой как для молодых художников из “Лаборатории Новых Медиа” так и для режиссеров-резидентов Театра; проводит мастер-классы, концерты - с 2014 были представлены работы более 70 композиторов со всего мира - и фестивали: в июне 2016 “Темные Звуки в Белые Ночи” (Россия-Австрия) и в июле 2018 “ACOUSMONIUM” (Россия-Австрия-Франция), посвященный классике современной экспериментальной музыки - оркестру громкоговорителей, разработанному в Париже учениками Пьера Шеффера.
Сеансы прослушивания работ в “Галерее Плавающего Звука” и авторский курс лекций куратора Галереи - Антона Яхонтова.
Семинары по искусству пространственной музыки: композиция как слушание / слушание как феномен, кино для ушей,“конкретная музыка" против “абстрактной музыки", звуковые и музыкальные объекты, активное слушание, основные системы (квадро, октофония и Акусмониум), альтернативные системы (волновой синтез, 4D и др.), пространственный звук как самостоятельное искусство и как выразительное средство театра.
“Создание через взлом” - симбиотические модели человеко-машинного творчества” практическая лаборатория медиахудожника Юрия Дидевича
Цель учебного процесса – создание прототипов человека-машинных гибридов участниками лаборатории через игровую форму обучения. Традиционные методы и инструменты машинного творчества на примере алгоритмических и генеративных аудио-визуальных систем. Базовые алгоритмы и элементы взаимодействия. Технологии и способы управления медиа. Motion Tracking, Pattern recognition, сенсоры и датчики. Физиологические и эмоциональные вычисления. Перцептивно-моторное взаимодействие и обработка информации о человеке. Психические модели, эмоции, когнитивная архитектура. Инструменты и методы работы (нейроинтрефейсы и биосенсоры). Использование современных методов машинного обучения.
Юрий Дидевич
- медиахудожник, перформер, исследователь. Основное направление и сфера деятельности human-computer interaction HCI – создание интерактивных перформансов. В своих экспериментальных театральных постановках и перформансах использует интерактивные компьютерные системы реального времени и технологии Brain-Computer-Interface для управления видео проекциями, светом и многоканальным звуком.
Мастер-классы от практикующих мастеров по интерактивным световым и проекционным технологиям
Игорь Фомин
- художник по свету с 2008 года. Сотрудничает с театрами России и Европы. Работает в разных направлениях: драматический театр, балет и современный танец, кукольный театр, уличный перформанс, иммерсивный театр. Номинант премии «Золотая маска», лауреат премии «Арлекин», «The Broadway Baby Bobby». Сотрудничает с режиссерами и хореографами: Андрей Прикотенко, Денис Хуснияров, Виктор Крамер, Антон Адасинский, Максим Диденко, Владимир Варнава.
Mike Iv / Михаил Иванов
— медиа художник из Петербурга. Занимается созданием видеоарта, интерактивных и аудиовизуальных инсталляций, работает со сферической проекцией. Участник коллективных выставок и фестивалей в области медиа искусства в России и за рубежом.
Постоянный участник клубных, концертных мероприятий и фестивалей, на которых выступает с музыкантами как VJ. Со основатель мастерской сферических проекций Qpole. В качестве видеохудожника часто работает в составе постановочных групп театральных спектаклей.
Практический курс “Цифровой Сэндвич” от Ильдара Якубова
В рамках этого курса студенты ознакомятся с процедурным подходом к интеграции различных технологий в качестве средств художественной выразительности. Программные и аппаратные решения будут рассматриваться в виде строительных блоков. Понимая общую логику и принцип взаимодействия между ними, станет возможно легко рекомбинировать части для получения нужного результата. Основной платформой работы станет среда визуального программирования TouchDesigner.
Ильдар Якубов
Художник, куратор, видеоинженер и преподаватель в области новых медиа.
Основные инструменты - это визуальное программирование, радиоэлектроника, виртуальная реальность и комплексные интерактивные системы. Работы и перформансы демонстрировались на крупных международных выставках и фестивалях, таких как Московская Биеннале Современного Искусства, Уральская Индустриальная биеннале, InSonic в ZKM, Karlsruhe. Художник совершал интервенции на Ars Electronica и Manifesta.
Вел занятия по интерактивным медиа в ИТМО, ДВФУ, СПбГУКиТ, University of New Mexico, University of Nevada. Ведет собственный курс Интерактивная Школа на базе Планетария №1, создал авторскую программу по интерактивному дизайну для Moscow Coding School и множество различных воркшопов, например недельный интенсив программирования для художников в Астане.
Курс Маши Данцис и Ани Кравченко
„Процесс смотрение на себя - внутрь и наружу“ - танцевальные практики для художника.
Тысячелетия человечество "видело" мир живописью. В 19 веке появляется фотография, затем - кинематограф, затем - компьютерная графика. Мир открывается только всматривающемуся в него взгляду. За последние двести лет этот взгляд становится все более и более нечеловеческим. Изощрение взгляда становится все большим и большим ослеплением того, кто смотрит. Приходит "слепящая тьма".
В процессе практического курса мы исследуем телесную природу смотрения, видения, созерцания, испробуем все возможные глаголы и синоды смотреть в действии и на базе данного опыта создадим произведения медиа искусства для смотрения их другими.
Аня Кравченко
- танцовщица, хореограф, куратор. Изучала историю искусств в Российском Государственном Государственном Университете в Москве, (РГГУ), в 2017 получила магистерскую степень как хореограф в Международном Институте Хороеграфии (ICI-CCN Montpellier и Университет Поль Валери III). С 2014 года создает собственные постановки и занимается исследовательской и просветительской деятельностью в поле современного танца. С 2018 года живет и работает в Санкт-Петербурге и со-курирует программу студии перформативных искусств СДВИГ.
Практики пограничных медиа совместно с Фестивалем 101
Фестиваль медиапоэзии 101 (один ноль один) проходит в Санкт-Петербурге с 2015 г.
_101 в названии отсылает к системе двоичного кода и представлению информации потоком 1 и 0. Фестиваль исследует новые формы языка в цифровую эпоху, синтез поэзии, искусства и медиа.
В 2019 году фестиваль будет посвящен небесному, или метеорологическому искусству, материалом которого станет анализ художниками атмосферы, воздушной оболочки земли.
Ожидаются лекции и артист-токи: Туомо Райнио / Tuomo Rainio, Лаура Родригез / Laura Rodríguez, Дмитрий Булатов,
Ростан Тавасиев, Тарас Машталир, Борис Шершенков, Ян Выговский, Владлена Громова, Артем Парамонов и другие.
ФИНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
Даты: август-декабрь
Результатом проекта могут быть художественные произведения (спектакль, перформанс, инсталляция) и технические разработки (технические устройства, программные средства), созданные в процессе работы над художественным произведением. Предусмотрено участие в фестивалях и выставках: Фестиваль медиапоэзии 101, Фестиваль акусматической музыки "Acousmonium", Фестиваль Ночь света в Гатчине, Фестиваль медиаискусства MEDIA IN и другие.