ПРОГРАММА  ЛАБОРАТОРИИ-2018

Продолжительность — 6 месяцев, в вечернее время и выходные дни.  
Начало программы - февраль 2018

Основной акцент сделан на теории и практике  медиатехнологий: видео, многоканальный звук, свет, объектное программирование, цифровые технологии — в их существующем и потенциальном применении.

• Лекции по теории, истории и философии новых медиа. Лекторы - Маша Данцис, Наталья Федорова, Андрей Смирнов, Дмитрий Булатов и другие.

• Семинары по изучению интерактивных медиа:

работа со звуком - Андрей Бундин, Антон Яхонтов, Олег Макаров;

работа со световыми и проекционными технологиями - Артем Ковтун, Глеб Матюшин, Александр Вещев;

Human-computer interaction - Юрий Дидевич; интерактивные инсталляции, технологии создания проектов виртуальной и дополненной реальности и т.д.

• Индивидуальные встречи с ведущими экспертами для обмена опытом и обсуждения актуальных тенденций и проектов. 

Участие в постановочных процессах художественных проектов и ознакомление с репертуаром театра.

Важная составляющая работы в рамках «Лаборатории»  –– самостоятельные проекты участников и возможность сотрудничества для их реализации с режиссерами, драматургами, хореографами с целью создания совместных проектов на базе Новой сцены. А так же участие в ряде фестивалей и финальном выпускном проекте летом.

Теория: Краткое введение в историю медиаискусства и философию техники. 

Природа и конвенции средства коммуникации определяют ее возможное содержание: медиум диктует сообщению. Коммерческое использование технологии - это часть ее истории, но не единственная возможная ее практика. Курс призван показать и раскрыть как истории, так и потенциальности медиатехнологий через определяющие предел их возможностей практики цифрового искусства.

Наталья Федорова

- медиапоэт, исследователь языкового медиаискусства и куратор 101.Фестиваля медиапоэзии
Преподаватель Факультета свободных наук и искусств СПбГУ. Аудио- и видеостихотворения опубликованы в ключевых профильных изданиях и демонстрировались на международных биеннале и фестивалях (ISEA 2016, ELO 2015, 6 Московская биеннале современного искусства, Manifesta 10, REVERSE, ММКФ, E-Poetry, LUMEN EX, Interrupt II, VideoBardo, Liberated Words, Tarp и др.).

Семинары по проекционным технологиям

Краткая история кинопроекционной и видеотехники. 

Способы передачи видеосигнала: аналог. Виды аналогового сигнала, типы коммутации. Способы передачи видеосигнала: цифра. Виды цифрового сигнала, типы коммутации. Виды разрешения изображения.

Современный видеопроектор. Типы проекторов: LCD, DLP, лазерный. Подключение видеопроектора. Настройка изображения. Медиасервер: основные функции и возможности. Обзор медиасерверов и программ для работы с видеопроекцией: Catalyst, WatchOut, Coolux Pandoras Box, D3, Resolume Arena, Vioso и др.

Протоколы управления и синхронизации. Синхронизация видео со звуком, видео со светом.

Реализация проекта видеопроекционной инсталляции: от ТЗ до готового проекта. На примере спектаклей Александринского театра "Теллурия", "Сегодня. 2016"

Глеб Матюшин

- заведующий Видео-Технической частью Александринского театра.

За время работы в Александринском театре осуществил техническую реализацию таких проектов, как «Теллурия» (панорамная проекция, общей протяженностью более 50 метров, общее разрешение проекции более 16000 пикселей), «Экспонат/Пробуждение/» (создание диодной матрицы, управляемой потоками ArtNet), «Сегодня. 2016» (синхронизация медиаконтента, нескольких проекторов, движения механических элементов декораций, подвижных проекционных зеркал и т.д.) и других. Работал над видео составляющей спектаклей, в других театрах, в том числе в БДТ им.Товстоногова. Проводил пуско-наладочные работы мультимедийных комплексов Ленинград-центра и БДТ им. Товстоногова после реконструкции. Занимался техническим обеспечением различных фестивалей и городских мероприятий, таких как фестиваль «Gamma» (2016 г), кинофестиваль «Питер, я тебя люблю» (2014-2016 г) и т.д. Реализовывал проекты по синхронизации и автоматизации системы сценического освещения и видеопроекционного комплекса в различных клубных пространствах Санкт-Петербурга.

Практические мастер-классы по работе с базовыми программами: Resolume, Cinema 4D, TouchDesigner

Включают в себя: освоение Resolume Arena; ознакомление с тонкостями создания виджей-сетов; даёт понимание, как создаётся мэппинг, осуществляется панорамная проекция, как ведётся работа в Resolume с контроллерами, тачустройствами, датчиками и многое другое.

Уделяется особое внимание связке Resolume с Cinema 4D и TouchDesigner - ознакомление с этими тремя программами позволяет сделать первый шаг для использования полученных навыков в аудиовизуальных выступлениях, работе по синхронизации изображения и звука, создании инсталляций и сделать выбор по дальнейшему изучению подходящей именно для вас программы.

 

Александр Вещев

— видеохудожник, виджей, один из основателей творческого объединения NEO VJ’S www.neovjs.com и по совместительству преподаватель в лаборатории мультимедиа искусства «МЕДИАКУЛЬТУРА». Александр работает над созданием интерактивных и аудиовизуальных инсталляций, 3D Mapping шоу. NEO VJ’S работали на одной площадке с такими исполнителями как: David Guetta, Peaches, Eskmo, John Degweed и многими другими. За время существования коллектива было реализовано более 200 различных проектов.

 

Курс: От видеоарта до медиаинсталляций. История, теория, практика.

Курс начнется с изучения исторических аспектов в ХХ веке, повлиявших на появления медиаискусства. Начиная с периода развития возможностей видеотехники, появления аналоговой магнитной пленки и воспроизводящих аппаратов, когда исчезло время, требуемое для проявки и монтажа, и видеоматериал мог быть продемонстрирован тут же после съемки. В свою очередь, в художественном мире также происходили ощутимые перемены, что и дало толчок для развития нового вида искусства – медиаискусства. Через эксперименты с телевизионным аппаратом, с различного рода кинотехникой и наконец с портативной камерой Sony portapak, искусство новых медиа образует свои направления такие как - видеоарт, саундарт медиаперформанс и медиаинсталляция.  А в 1977 году Документа 6 делает медиаискусство музейным искусством. В рамках курса будет возможность проследить как создавалась собственная эстетика нового направления в искусстве.

Важным аспектом станет изучение формы восприятия видеоарта в пространстве как зрителя и как автора, а также изучение того, как  „читать/понимать“ видеоинсталляции и в чем ключевое отличие медиаскульптуры.
Исследуя все этапы реализации технологичного произведения искусства, курс будет завершен созданием самостоятельных видеоработ и инсталляций.

Маша Данцис

 - доцент Берлинской школы живописи и дизайна, художник (видеоарт). Маша родилась в Ленинграде, училась на факультете кинорежиссуры в С-Петербургской Академии Культуры. Получила образование в Академии Искусств в Касселе на факультете визуальных искусств. В аспирантуре Берлинского университета искусств изучала вопросы презентации видеоинсталляций. В своём творчестве Маша Данцис исследует воздействие массмедийной культуры на обычную жизнь человека, его чувства, на его взаимоотношения с обществом. В Берлинской школе живописи и дизайна Маша преподаёт практику и теорию современного визуального искусства. Она номинант "Биеннале арт-кино" (Кельн, 2007), фестиваля документального кино в Касселе (2005, 2009 гг.), лауреат конкурса междисциплинарных художников Германии Columbus Art Foundation (2010, Лейпциг). Участвовала в выставках в Германии, Испании, Англии и России.

Практический цикл: Искусство звука в пространстве новых медиа

Основы акустики и психоакустики . Методы синтеза и обработки звука. Современные техники звукового дизайн. Max/Msp и Pure Data (от основ до продвинутого уровня). Создание музыки с помощью Ableton Live и Cockos Reaper . «Живая электроника» и техники исполнения компьютерной музыки. Интерактивная аудиовизуальная партитура спектакля. Управление аудиовизуальной средой в Show Cue Systems. Генеративный звук. Звук и интерактивные технологии. Организация сетевого взаимодействия. Экскурс в историю электроакустической музыки.

Андрей Бундин

- кандидат искусствоведения, композитор, медиа-художник. Автор камерных, симфонических, вокальных и электроакустических произведений.
 

В сотрудничестве с независимой театральной группой «PoemaTheatre» с 2010 года в качестве композитора и саунд дизайнера, выпустил 7 танцевальных спектаклей и более 20 театральных акций на различных театральных сценах Москвы и Санкт-Петербурга. 
Ведет активную творческую и научно-исследовательскую деятельность в сфере пространственного звука, электроакустической музыки и акустики, разрабатывает музыкальное ПО и системы интерактивного взаимодействия. Автор и исполнитель первого в своем роде интерактивного «Концерта для смартфонов» (впервые в истории 100 смартфонов зрителей были объединены в единый полифонический синтезатор с помощью высокомощной беспроводной сети), Колонный зал РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.
В 2013 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теория и практика современной электроакустической композиции». Прослушал курсы по интернет-программированию в СПГЭТУ «ЛЭТИ» и звукорежиссуре в СПбГУКиТ, сертифицированный курс «Songwriting» в музыкальном колледже «Berkley».

С 2010 — преподаватель Института Музыки, театра и хореографии. Лауреат композиторского конкурса «Современной Тональной Академической Музыки» в 2011 году за цикл «Шесть пьес для фортепиано». Камерные сочинения А. Бундина исполнялись в зале Союза Композиторов Санкт-Петербурга, концертном зале Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.

Антон Яхонтов

- саунд-артист, видеохудожник, куратор программ современного искусства, медиаархеолог.

Работает с электронными и цифровыми медиа, средствами анимации, пространственного звука и алгоритмической композиции создавая произведения на стыке жанров, что позволяет установить соотношения между разрозненными артефактами и парадоксами каждого из них.

Изучал акусматику и интерактивное искусство в Термен-Центре (Москва, МГК им. П.И.Чайковского), звукорежиссуру в ГИТР (Москва) и цифровое искусство в Университете Прикладных Искусств (Вена). Сооснователь и преподаватель «Лаборатории медиа-перформанса» в ММОМА (Москва, 2011-2013).

Основатель и со-куратор галереи пространственного звука Floating Sound Gallery, 2008 (Александринский Театр, с 2014), а также ряда фестивалей, посвященных искусству звука.

Его междисциплинарные проекты были показаны на более чем 100 фестивалях в России и за рубежом, в географии от КРЯКК (Красноярск) до Венецианской Биеннале.

В настоящее время - руководитель творческих программ Медиастудии Новой сцены 

Александринского Театра.

drawnsound.org

soundartgallery.ru

 

Семинары: Cаунд-арт / пространственный звук как самостоятельные искусства и как театральные выразительные средства: концепции, история, контекст, программные и аппаратные среды.

Авторский курс Юрия Дидевича:

“С места в карьер” – теории и практики человеко-машинного взаимодействия (HCI) для перформеров и медиахудожников.


Программа включает в себя теории, технические и программные элементы, основанные на собственном опыте работы с интерактивными системами. Акцент делается на изменении парадигмы традиционного взгляда на способы коммуникации с медиа посредством компьютеров (звуком, видео и светом), компьютерным зрением, brain–computer interface и машинном обучении.

Юрий Дидевич

- медиа-художник, перформер, режиссер, художественный руководитель NeuroTheatreCollective (Таллин, Эстония).

Основное направление и сфера деятельности human-computer interaction HCI – создание

интерактивных перформансов и аудиовизуальных инсталляций. В своих

экспериментальных театральных постановках и перофрмансах использует

интерактивные компьютерные системы реального времени и технологии Brain-

Computer-Interface для управления видеопроекциями, светом и многоканальным

звуком.

Лекции и мастер-классы от практикующих мастеров об интерактивных световых и проекционных технологиях 

Артем Ковтун

- художник по свету, видеоинженер

Принимал участие в проектировании светотехнических комплексов постановочного освещения учреждений культуры г. Твери, Пскова, Новгорода и Ленинградской области

 

Игорь Фомин

- Художник по свету

Неоднократно сотрудничал с Андреем Могучим, Евгением Ибрагимовым, Виктором Крамером, Эмилем Капелюшем, Максимом Диденко, Антоном Адасинским; ставил свет в театрах Москвы и Санкт-Петербурга, такими как БДТ им. Г.А. Товстоногова, Александринский театр, Мариинский театр, Театр Ленсовета, Гоголь-центр, Театр Наций и др. Номинант Национальной театральной премии «Золотая маска».

Наталья Быстрянцева

— одна из ведущих российских экспертов и практиков в области светового дизайна.

Канд. арх. наук, руководитель Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО (cld.ifmo.ru),Института Art & Science Университета ИТМО, творческого объединения светодизайнеров RULD. Лауреат Премии Правительства Москвы в области литературы и искусства 2014 г. в номинации «Архитектура и дизайн».

Евгений Афонин 
- медиахудожник, видеохудожник, программист, разработчик интерактивных инсталляций, со-основатель студии Russian Visual Artists, лауреат театральной премии «Золотая маска» за интерактивное видео и свет в спектакле "Пробуждение" (2015, Новая сцена Александринского театра), со-куратор лаборатории Curiosity Media Lab, куратор фестиваля TouchFest (2016, МАРС).

vimeo.com/netzz

visualartists.ru

derivative.ca/Events/2015/ExhibitItemAwakening

Серия мастер-классов от компании Ascreen

Практическое применение знаний и создание готовых технологических решений и продуктов. Специалисты компании делятся личным опытом от создания контента и инсталляций до интеграции их на площадку. Инжиниринговая компания Ascreen ведущий мультимедиа-интегратор как в выставочных художественных проектах, так и в коммерческой сфере.  Деятельность компании находится на стыке IT, аудиовизуальных, инженерных, архитектурных и креативных технологий, социального проектирования.

“Мы создаем коммуникационные пространства используя высокоинтеллектуальные инженерные и мультимедиа решения, интерактивные инсталляции, системы управления, современный аудио- и видеоконтент, поставляем профессиональное AV-оборудование, оказываем услуги по техническому сопровождению и сервису. Мы идём от концепции, которая выражена в дизайне; используем опыт и знания для создания эргономичных, функциональных, долговечных решений на пике технологических возможностей.

Собственное производство, студия пространственного дизайна и инженерного проектирования, студия компьютерной графики, статус официального поставщика мировых брендов позволяют нам выполнять самые амбициозные проекты.”

www.ascreen.ru

www.ascreenim.ru

Практика создания нарратива игры совместно с Фестивалем 101

 

Воркшоп: "Перевод в игру"

Эксперимент даёт возможность познакомиться с азами наративного дизайна.  В фокусе воркшопа - специфические стратегии дизайна игр: построение мира - адаптация истории в игру и создание новых типов интеракций в нарративе. Опыт дизайна игр приветствуется, но не является необходимым условием.

Ведущий воркшопа:  Matthew Weise / Метью Вейс (США)  cmsw.mit.edu/profile/matthew-weise

Воркшопы: датчики, создание DIY-объектов на базе Arduino

Творческое использование самых разнообразных датчиков физических величин - от простейших микрофонов и фотоэлементов до трехмерных гироскопов и акселерометров в перформансах, интерактивных инсталляциях, театре и повседневности. 

Антон Кобак

– победитель российских конкурсов по робототехнике, участник международных соревнований, создатель протеза-руки для инвалидов Mech_Arm и преподаватель школы Mech_Team Juniors

ФИНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Даты: август-декабрь 

Результатом проекта могут быть художественные произведения (спектакль, перформанс, инсталляция) и технические разработки (технические устройства, программные средства), созданные в процессе работы над художественным произведением. Предусмотрено участие в фестивалях и выставках: Фестиваль медиапоэзии 101 (апрель), 

“Частная жизнь радиочастот” Центральный Музей Связи им. А.И.Попова (май), Фестиваль акусматической музыки (июль), Фестиваль Ночь света в Гатчине (август), Фестиваль медиаискусства MEDIA IN.