12 мая 2023 во дворе Новой сцены Александринского театра установлен памятник режиссеру новатору Всеволоду Мейерхольду. Это важная глава в истории Александринского театра, как и сам режиссёр Мейерхольд для театра.
Команда "Лаборатории новых медиа" провели исследование о культурном наследии великого режиссера Всеволода Мейерхольда и создали проект в виртуальной реальности.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд – театральный режиссер, однин из первых авангардных режиссеров Советского Союза: экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров.
Памятник создан по мотивам портрета Мейерхольда авторства Бориса Григорьева, написанного им в 1916 году, как раз в период, когда Всеволод Эмильевич был главным режиссером Императорских театров.
Живописца и режиссера объединяли общие поиски нового языка выразительности в живописи и театре: тяготение к гротеску, экспериментаторству, артистизм. Знавших режиссера поражало, как резко и ярко передал художник "саму сущность интересной фигуры нашего театрального модерниста". Современники считали это произведение двойным портретом Мейерхольда: фигура в сценическом костюме охотника – воплощение творческого замысла режиссера и актера.
Портрет Мейерхольда построен необычно: он изображен в полный рост, как бы в момент эксцентричной мизансцены, в причудливо изломанной позе, с резко поднятыми руками. Рядом с Мейерхольдом, на втором плане, помещена аллегорическая фигура охотника в восточном костюме с луком в руках. В годы первой мировой войны Всеволод Мейерхольд был увлечен массовой пантомимой «Охота» и актеры долго работали над её основной темой символических охотников, подстреливающих чудесную птицу. Картина отражает дуальность личности режиссера, так как в роли птицы и был изображён Всеволод Мейерхольд, но и в роли охотника был тоже он.
«Все мы, – вспоминает актер А. А. Мгебров, – долго работали над пантомимой, где основной темой были символические охотники, подстреливающие чудесную птицу. Никому не ведомую, всем чужую и потому обреченную на смерть». В. В. Воинов назвал эту работу «двойным портретом В. Э. Мейерхольда». Он писал: «В нем отразились гримасы современного духа, какой-то надлом его, заставившие кошмарам русской действительности предпочесть кошмары балаганчика». (В. Кн.).
Виртуальный объект, созданный художницей Надей Бей, возвращает образ Мейерхольда обратно в пространство художественной условности. В 3d формате она раскрывает этот дуальный образ режиссера Мейерхольда и фактически визуализирует смысловые слои заложенные в физической скульптуре и в изначальном эксцентричном портрете Григорьева.
Чтобы увидеть виртуальный объект наведите камеру вашего телефона на QR-код или нажмите на кнопку "посмотреть в AR" и дождитесь загрузки.