top of page
DSC06754
DSC06829
DSC06688
DSC06787
DSC06895
DSC06848
DSC06777

Перфолекция “Биомеханика VR”

К 150-летию Всеволода Эмильевича Мейерхольда Новая сцена Александринского театра запустила серию перформансов, каждый из которых переосмысляет, присматривается, комментирует или пытается отрефлексировать наследие и творческие практики режиссера-экспериментатора Вс. Мейерхольда. 

Команда проекта “Лаборатория новых медиа” Новой сцены обратилась к принципам биомеханики — системы упражнений, направленных на развитие физической подготовки тела актёра, и подготовила перфолекцию: не просто лекцию, а уникальный перформанс, в котором медиахудожник и перформер на сцене открывают новые горизонты понимания человеческого движения.

Биомеханика — это термин, который используется как в научных, так и театральных кругах для обозначения обозначения ряда направлений, имевших своей целью изучение движений человеческого тела. Почти сто лет назад в Московской консерватории Вс. Мейерхольд представил доклад об “актере будущего”, где его ученики под музыку Скрябина продемонстрировали “этюды биомеханики”. Во время доклада студенты режиссера демонстрировали семь этюдов, направленных на выполнение конкретного действия. Так рождалась еще одна революционная «Система», открывшая новые возможности и пути развития актерского мастерства и театра в целом.  По своей природе биомеханика Мейерхольда – сложный творческий процесс. Революционность этого метода состоит в том, что Мейерхольд считал работу драматурга и режиссера только подготовительным этапом. Вся эмоциональная нагрузка спектакля должна была выполняться совместно наиболее активными «сторонами» – актером и зрителем.  Сегодня система биомеханики Мейерхольда считается одним из величайших достижений театральной практики и теории XX века и по-прежнему является предметом обсуждения в театральных кругах.

В рамках нашего перформанса мы вместе со зрителями исследуем важность биомеханики в контексте современных художественных практик: смоделируем рисунок движений, увидим, как изменилось тело, и как через призму технологий меняется восприятие движения. VR-художница Надежда Бей становится проводником, который переносит движения в виртуальный слой. Какие новые слои значений могут возникнуть из этого слияния физической и цифровой реальности? Как пересекаются эти два опыта? Как наши телесные действия формируют виртуальные пространства? В перфолекции мы наблюдаем за развитием этих вопросов и ощущаем на себе — как мы уже живем на стыке цифровой и физической реальности.

Участники: Надежда Бей, Максим Карнаухов, Светлана Леничко, Ольга Шабатура, Антон Шанихин, Алина Шклярская.
Куратор “Лаборатории новых медиа” и креативный продюсер — Анастасия Брюханова (Anastasia Blur).

 

Проект был показан на на Новой сцене Александринского театра, галерее ITMO AIR, Фестивале искусства, науки и технологии “Ломоносов фест” в Архангельске и Выкса-фестиваль 2024.

bottom of page