Результаты междисциплинарной лаборатории городской среды
ВЫХОД В ГОРОД: АРХАНГЕЛЬСК
Проект организован Московским музеем современного искусства (ММОМА).
Реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
29 и 30 июня в рамках международного фестиваля «Белый июнь» Московский музей современного искусства представил проекты участников Междисциплинарной лаборатории «Выход в город».
Объекты паблик-арта и инсталляции, созданные 20 молодыми художниками, установлены в разных центральных точках города – в Банковском переулке, на теплоходе Коммунар, во дворике музея художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова, на набережной северной Двины у здания бывшего Коммерческого банка, у Краеведческого музея, у Северного морского музея и в Петровском парке. Все они созданы по результатам лаборатории, состоявшейся в Архангельске в апреле этого года. В лаборатории принимали участие молодые художники из Санкт-Петербурга, Архангельска, Северодвинска, Петрозаводска и Сыктывкара. На итоговой защите концепций было представлено 22 проекта инсталляций, арт-объектов и мультидисциплинарных проектов, 17 из которых были представлены жителям города в рамках фестивального уикенда.
Кураторская группа: Анастасия Blur, Боремир Бахарев, Юлия Василенко, Олег Гудачев, Лиза Савина.
Партнеры проекта:
Министерство культуры Архангельской области, Губернаторский центр Архангельской области, Международный фестиваль «Белый июнь», Северный морской музей Архангельский, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
Команда благодарит за поддержку проекта: Музей художественного освоения Арктики им. А.А.Борисова, Музей изобразительных искусств, Центр Социальных Инноваций г. Архангельск, Арт-команду “Поморцы”.
ПАЛИМПСЕСТ
Авторы: Гульшат Губайдуллина, Никифор Анцулевич
Инсталляция знакомит с 238-летней историей здания бывшего Коммерческого банка на набережной Северной Двины.
Изготовление каркаса инсталляции:
Арт-команда «Поморцы" (Архангельск).
При поддержке:
Государственного архива Архангельской области,
ГБУ ДО АО Первая «ДМШ им. Ю.И. Казакова».
Pastvu.com – ресурс с редкими архивными фотографиями городов и населенных пунктов России и разных уголков мира.
«Палимпсест» (греч. παλίμψηστον: образован от πάλιν — «вновь» и ψάιω — «скребу») — так в древности обозначалась рукопись на пергаменте, состоящая из стёртых слоев и написанных поверх новых текстов.
Чем могло жить одно здание за 238 лет? Этим вопросом мы задались, вглядываясь в немые окна и разрушающиеся стены.
Палимпсест — попытка выявить слои истории и дать свой голос большому прошлому, мимо которого мы проходим каждый день. Но если остановиться, то можно приблизиться к смешавшимся друг с другом фрагментам истории.
Гульшат Губайдуллина (Казань) — междисциплинарная художница, работает с фотографией, видео и альтернативными процессами печати. Основные темы, к которым обращается художница – это исследование человеческого сознания и формы памяти. Окончила Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет в 2022 году. C 2023 года учится в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко. В 2024 году вошла в шорт-лист программы «Artist meets archive» Кельн, Германия, 2024.
Никифор Анцулевич (Санкт-Петербург) — градопланировщик, медиахудожник, междисциплинарный специалист, занимается исследованием и развитием городских территорий, работой с сообществами и жителями, сохранением исторического наследия. В 2022 году окончил обучение в Европейском университете Санкт-Петербурга по программе CO-URBANISM. В 2020 году окончил обучение в Лаборатории новых медиа Новой сцены Александринского театра в Санкт-Петербурге. Участник фестиваля технологического искусства ARS ELECTRONICA, фестиваля сохранения исторического наследия Том Сойер Фест, и акций команды краеведов ГЭНГЪ.
БЫЛИ-НЕБЫЛИ
цифровой аудиовизуальный спектакль
Авторы: Alexandra Soko, Apollinaria
Те, кто остался на берегу, и те, кто ушел в море — оказались в разных измерениях.
Первым остается выбирать, верить или нет рассказанному о морских происшествиях и сказаниях Севера.
Вторым — увиденному во сне или наяву.
Приглашаем вас с нами на корабль, проходящие через время, правду и вымысел.
Мы отправимся из Архангельска и вернемся обратно,
прикоснувшись к мифам и историям Северного моря.
В основе сценария лежат архивные тексты, легенды, рассказы писателей Севера и изображения, которые превращаются в видеоряд, оживленный генеративной графикой и нейросетями. Текстовый материал переработан в пьесу, где три собирательных персонажа - из прошлого, настоящего и будущего - будут спорить, делиться историями, вместе постигать секреты северных морей. Сюжеты идут друг за другом, последовательно раскрывая идею цифрового спектакля. В этих переплетающихся сюжетах и изображениях прячется метафора бесконечного странствия. А зритель наблюдает за ним с разных углов, сквозь запутанность легенд и реальности.
Alexandra Soko (Санкт-Петербург) — художница, сценарист и режиссер. Сняла 3 короткометражных фильма и около 20 музыкальных клипов. В 2023 году был показан мультимедийный спектакль "Ре:генерация" в ЦСИ Сергея Курехина, где Александра выступила режиссером, драматургом и медиахудожником.
Apollinaria (Северодвинск, Санкт-Петербург) — медиахудожница. Исследует возможности цифровых технологий, стремясь интерпретировать сложность человеческих, социальных и природных явлений. Принимала участие в международных фестивалях медиаискусства и музыки: INTERVALS, NUR, SIGNAL, Gamma. В работе использует разные медиа и экспериментирует с генеративной графикой, нейросетями и звуком.
КОММУНАР.
СНЫ ВНЕ ВРЕМЕНИ
Тотальная инсталляция
Авторы: Даша Орлова, Даша Чагина, Наташа Романенко, Наташа Суворова, Саша Неманова, Elina Ishekova, Гульшат Губайдуллина.
Вчера Коммунар перевозил пассажиров между островами и городом, сегодня — это рассказ о Северной Двине в разных аспектах: динамике состояний реки, истории сегодняшних мореплавателей и исследование об эндемиках Архангельской области.
На корабле представлено 6 художественных проектов:
- серия фотографий «Матера»,
- инсталляция «Переходная территория. Проект о дельте Северной Двины»
- инсталляция «Метамарфоза»
- саунд-проект «Шумовая комната», расположенная в машинном отделении, где раньше гудел мотор
- видеоинсталляция «Ледолом»
- мультимедийная инсталляция «ICE(-S)»
МАТЕРА. Фотовыставка. Автор: Гульшат Губайдуллина.
«Матера» — поморская деревянная лодка (карбас), которая этим июнем ушла в экспедицию из Архангельска до Сибирской Мангазеи, с командой отважных людей на борту. Этот проект – рассказ о команде Товарищества поморского судостроения (г. Архангельск), которые занимаются сохранением поморской идентичности, строя деревянные лодки по старинным технологиям северных мореплавателей.
ДЕЛЬТА СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ. Медиа инсталляция. Автор: Дарья Чагина.
Проект исследует дельту реки как динамический, или переходный, ландшафт, находящийся между городом и Белым морем, который часто упускают из виду говоря об Архангельске. Сегодня единственная урбанизированная речная дельта в субарктическом поясе сталкивается с увеличением антропогенной нагрузки на арктические территорий, сезонным и мировыми климатическими изменениями, находясь почти в эпицентре этих изменений. Однако, именно понимание взаимосвязи между внешними антропогенными факторами, динамикой ландшафтов и культуры жизни в дельте – один из ключей к воротам Арктики.
КОММУНАР. МЕТАМОРФОЗА. Многоканальная звуковая инсталляция.
Авторы: Наташа Романенко, Наташа Суворова.
«Коммунар» готовится к перерождению в другом, обновленном виде, после скорого ремонта. Мы создаем кокон его перевоплощения — метаморфозы, мысля "Коммунар" как гусеницу, которая готовится превратиться в бабочку. Этот момент перерождения и хочется зафиксировать, погрузить в него горожан, чтобы вспомнить/услышать его историю и подумать о будущем.
ШУМОВАЯ КОМНАТА. Звуковая инсталляция. Автор: Дарья Орлова.
Место, где раньше гудел мотор, до сих пор издает фантомные звуки. Это сердце корабля тоскует по водным просторам - то шумит, ревёт, то вспоминает о чем-то в надежде снова отправиться в путь. Зритель не может попасть в эту комнату, но может прислушаться и почувствовать движение корабля, движение жизни.
ЛЕДОЛОМ. Видеоинсталляция. Автор: Саша Неманова
Ледолом — метафора на непреломный цикл начала и конца разных слоёв жизни.
ICE(-S). Мультимедийная инсталляция. Автор: Elina Ishekova.
Мультимедийная инсталляция, вдохновленная локальным ландшафтом и взаимодействием с местными жителями Архангельска, становится размышлением о границах восприятия привычной парадигмы и невозможности выйти за ее пределы. ICE(-S) — пространство для внутреннего диалога, точка соприкосновения с самим собой и своими ограничениями.
АЛЬБОМ.☘️
Паблик-арт инсталляция.
Авторы: Даша Иукканен, Полина Уварова
Материалы:
латунь, медь, алюминий, керамика.
Техника исполнения: выпиловка, травление, пайка, патинирование, гравировка.
"Альбом.☘️" Дарьи Иукканен и Полины Уваровой — это проект-любование северной архангельской природой. Работа представляет собой серию листов из металла и керамики. в основу изображения легли растения Архангельской области, хранящиеся в гербарии МГУ. Они были собраны, законсервированы и оцифрованы учёными. Сделанные из керамики и металла, близкие к исходным, реплики листов гербария обретают ещё большую материальность и долговечность. Размещенные в пространстве города металлические растения соседствуют с настоящими, живыми растениями, жизнь которых не столь продолжительна. Этот проект — архивация архива, он позволяет горожанам взглянуть на привычную флору как на предмет искусства.
Даша Иукканен (Санкт-Петербург) — художник-керамист. Родилась в 1995 г. в Санкт-Петербурге. Окончила кафедру декоративно-прикладного искусства СПбГУ в 2017 году, а в 2020 магистратуру МГХПА им С.Г. Строганова. Член союза художников.
Полина Уварова (Санкт-Петербург) — художница из Петербурга. Родилась в 1996 г. в Санкт-Петербурге. Окончила кафедру художественной обработки металла СПбГХПА им Штиглица. Работает с разными формами графики, инсталляции и скульптуры.
БАКЕН
Инсталляция
Автор: Дмитрий Махов
Материалы: карбас, крепление
Нижняя часть хвойного дерева, выкопанная вместе с корнем, называется кокора. Её использовали при изготовлении прялок, кровли крыши («курица») и при строительстве карбасов. Цельная конструкция из ели позволяла делать нос карбаса прочным, за счет чего удавалось заниматься морским промыслом на Севере. Однако сейчас нет необходимости изготавливать такие вещи, как прялки, «курицы» и карбасы, так как на смену им пришли более современные аналоги. Скелет морского млекопитающего из карбаса в виде бакена напоминает нам о прошлом и задает вопросы о настоящем и будущем.
«Бакен» был сделан из трех карбасов, которые давно были оставлены на берегу Северной Двины. А одна из лодок пришла с Дальнего Востока и осталась в Архангельске на вечной стоянке.
Дмитрий Махов (Сыктывкар) — междисциплинарный художник. Работает с темами локальной идентичности, трудного наследия, памяти, города и экологии.
НЕРЕСТ
Авторы: Ирина Загузина, Дарья Чагина, Никифор Анцулевич, Никита Сальников, Никита Цыбун, Наташа Романенко
Паблик-арт инсталляция об источнике промысла и главного природного ресурса Архангельска – реке Северная Двина.
Проект поддержан фестивалем "Белый июнь".
Нерест — проект, отражающий соединение промысла и большого природного ресурса города Архангельск - реки Северная Двина. Высушенное дерево в парке становится сачком для ловли рыбы, на сетчатых парусах - стеклянные поплавки-фонарики, а внизу - скамейки из отживших карбасов. Весь образ отсылает ко дну реки Северная Двина и передаёт её ценность как археологического источника.
Ирина Загузина — архитектор проекта, программный инженер. Специализируется на создании цифровых пространств, построении технических пайплайнов для работы в 3D. Исследует психологическое влияние волшебных сказок на состояние человека, изучает психосемантику речи и текстов. Преподаватель магистратуры ИТМО, участник фестивалей NUR, INTERVALS, АРХБУХТА, АрхиПазл, ARTLIFE.
Никифор Анцулевич — градопланировщик, медиахудожник, междисциплинарный специалист, занимается исследованием и развитием городских территорий, работой с сообществами и жителями, сохранением исторического наследия. В 2022 году окончил обучение в Европейском университете Санкт-Петербурга по программе CO-URBANISM. Выпускник Лаборатории новых медиа Новой сцены Александринского театра в Санкт-Петербурге. Участник фестиваля технологического искусства ARS ELECTRONICA, фестиваля сохранения исторического наследия Том Сойер Фест, и акций команды краеведов ГЭНГЪ.
Никита Цыбун — саунд-продюсер и организатор культурных событий из Архангельска. Ищет гармонию в мире современного искусства, используя звук и свет для создания паблик-арт инсталляций.
Никита Сальников — мультидисциплинарный художник, занимается созданием физических объектов на пересечении скульптуры, деревянного зодчества и паблик-арта. Обучался в Центре Современного Искусства г. Архангельска, сделал десять галерейных выставок, а также несколько авторских объектов уличного искусства.
Наташа Романенко — межмедиальная художница из Мурманска, живущая в Петрозаводске. Работает с созданием инсталляций из стекол и зеркал, практикует вязание как художественное медиа.
Дарья Чагина — архитектор городской среды (г. Санкт-Петербург). Выпускница программы “Архитекторы.рф” по направлению “Устойчивое развитие территорий”. Фокус профессионального интереса — взаимосвязь водных ресурсов, городской среды и людей с окружающими их экологическим системами.